Есть в чужих заметках необъяснимая магия. Брать в руки новую книжечку, пахнущей типографией и шуршащей своей «невинностью» всегда приятно, но это не идет ни в какое сравнение с тем чувством, которое испытываешь от старых книг. Особенно тех, которые оставили на себе след прошлых владельцев — заметки, примечания, выноски. Чувствуешь себя причастным к совершившейся мысли.
Я испытываю огромное наслаждение от чужих записей, даже если это просто подчеркнутые карандашом слова. Интересно представлять, как кто-то до тебя, читая, нашел фразу необходимой и весомой. Кто был этот человек? Почему именно этот отрывок? Он готовился к экзаменам или просто авторская мысль заставила его нахмуриться? И сам невольно вчитываешься внимательнее в неровные линии, и мысль твоя устремляется за кем-то незнакомым глубже в текст.
Но больше всего на свете я люблю чужие, рваные записи между строк. Вопросы, заданные самому себе. Напоминания. Теории. Размышления. Ассоциации? Иногда так вот внезапно можно поймать себя на мысли о том, что хотел бы иметь в товарищах этого непонятного господина/госпожу и узнать, к какому выводу в итоге он пришел.
Все эти черточки, раскиданные тут и там, слова дают такой толчок фантазии, что никаких наркотиков не нужно, чтобы получить дозу вдохновения: кем был этот читатель, в какой момент времени и где его застала врасплох идея, почему он выбрал именно эту книгу, как он чувствовал себя в этот момент? Что происходило тогда в его судьбе, и как эти события повлияли на впечатления, оставленные текстом? И хочется спорить, хочется говорить, слушать. Дочитать до конца и добавить тут же, чуть ниже, свое робкое мнение, хотя ты и никогда в жизни не узнаешь, согласен ли кто с ним. Как никогда не узнает предыдущий читатель.
Все-таки это какая-то магия.

прим.